Виолетта Баша
ДЕСЯТЬ
ШАГОВ
ПО ВЕРТИКАЛИ
Если птицы летят на север,
Веря только чутью и
судьбе –
Это уже не праздный выбор,
Это – вызов себе.
Вверх по вертикальной стене
С завязанными глазами –
Карабкаться или падать –
Мы выбираем сами.
Десять шагов. Дальше
-
Сумасшедшая нежность.
К ушедшему. По вертикали.
В вечность.
Земля Санникова…
Воздух разрежен…
За облаками…
А дорогу – мы выбираем сами…
… Эй, человек, почему тебе не сидится дома?
Что – знакомо?!
И в мире – пустом и постороннем
Успеть прокричать
ПО БЕЛОВОРОНЬИ…
В
детстве он мечтал покорять моря и небо.
Он открыл землю Санникова и прочертил небо пикирующим бомбардировщиком. А еще
был принцем Флоризелем, нищим Васькой Пеплом, королем
Генрихом. Играл так, что изумленные осветители за кулисами забывали, для чего
они поставлены. Был мальчишкой, максималистом,
мечтателем, не уживался ни в одном театре, отказывался сниматься у
Рязанова и Митты, если сценарий не нравился. Прослыл
неуживчивым. Эдуард Радзинский ему поставил
диагноз: “Прекрасная и трагическая болезнь – мания совершенства”.
Срываться в запои. Был возмутительно свободен и гениально самолюбив. Играл, не
обращая внимания на больное сердце.
Май
41-го. Запах цветущих садов и гари сожженного Берлина. Аромат победы. Олег Даль
родился в Москве 25 мая 1941 года.
Мальчишки,
не успевшие на войну. Эй, сколько там океанов у земного шара?! Включая
воздушный…Ее хватит на всех! Мечты, которой не дано было осуществиться. Больное сердце. И томик Лермонтова. Ироничный
взгляд в зеркало. Да, не Печорин! И
дефект речи, ну не мог же «герой нашего времени» картавить! И упорная работа над дикцией. Шаг.
За шагом. Вверх. Вверх.
На вступительных экзаменах он читал отрывок из “Мертвых душ”. Длинный, тощий, с пафосом декламирующий монолог Ноздрева подросток. Экзаменаторы в экстазе. Хохочут до слез. Провал? Просто шаг. По вертикальной стене. С завязанными глазами. На колокольню. «Есть только миг…»
Когда он стал читать “Мцыри”, экзаменаторы изумленно переглянулись: перед ними был юноша с горящим взором и прекрасной речью. Олега приняли.
В течение пяти лет ему в «Современнике» не давали больших ролей. Он демонстративно уходит из театра. Из прославленного театра! И повторит это не раз. … Вверх. По вертикальной стене.
Брак Олега с актрисой Ниной Дорошиной не успели оформить. Но свадьбу сыграли. Прямо на свадьбе Ефремов усадил чужую невесту на колени со словами: "А любишь ты все-таки меня, правда, лапуля?" Олег исчез на несколько дней. Еще один шаг по вертикали: семья не состоялась.
Шестидесятые. Легенда. Откуда этот протуберанец? Ни до, ни после… и близко не стояло.
Год 66-й. Сценарий Окуджавы. “Женя, Женечка и “Катюша””. Режиссер Владимир Мотыль. В главной роли – Даль. Он пришел на первую встречу с Владимиром в вельветовом малиновом пиджаке (эй, никаких ассоциаций с новым русским, хотя…!). Держался так, словно был звездой Голливуда. А на пробу пришел «под балдой».
По –беловороньи. Черт, а кто сказал, что плохо?!
Татьяна Лаврова. Без слов. «Девять дней одного года». «Плохая жена и плохой физик» - не из жизни, из роли. Или…? Они прожили вместе целых полгода. Позднее своей третьей теще Олег скажет о Тане только одну фразу: “Она была злая”. Хлопнуть дверью «Современника». Проститься с женой. На «автопилоте» приходить на съемки. Вверх. По вертикали… шаг…
И еще пируэт - беловороний.
Калининград. Съемки. Даль и Кокшенов едут в машин. Внезапно Даль спрыгнул на мостовую и побежал через улицу, размахивая бутафорским автоматом, время от времени постреливая. Кокшенов побежал за ним с таким же автоматом, вопя: “Стой, сволочь, стой!”. Прохожие в ужасе наблюдали за этой сценой, пока не появился военный патруль. Офицер в ступоре: на бегущих – советская военная форма, но … странная. “Кто такие?” – спросил он. “Морская кавалерия, товарищ майор”, – доложил Кокшенов. “Железнодорожный флот, товарищ майор”, – отрапортовал Даль. Офицер был капитаном 3-го ранга, и слово “майор” его доконало.Даля с Кокшеновым под конвоем отправили на гауптвахту.
“Хроника
пикирующего бомбардировщика” – фигура высшего пилотажа, горка с выходом к
всенародной славе. Незабвенный ликер “шасси”.
Елизавете Эйхенбаум Олег сделал предложение старомодно - попросил у ее мамы руки дочери. Сделал предложение в пять утра, а на вопрос, зачем спешка, ответил: “Будем жить в гостиницах. Селиться в разных номерах, что ли? Это оскорбительно». А она еще не была влюблена. Но, увидев, каким он был на съемке (он сильно пил - плата за гениальность?), поняла – нужна ему. А он скоро вновь ушел из «Современника». А потом, в 1973 году, наконец, как и мечтал в детстве, сыграл Печорина.
Шаг. Еще шаг.
По вертикали. С завязанными глазами.
В 1972 году на “Мосфильме” начались съемки фильма “Земля Санникова”. На роль Крестовского выбрали Владимира Высоцкого, однако начальство запретило его снимать. Олег вспоминал эту роль с горечью. Поссорился с режиссером (« серьезный сценарий режиссеры слишком “облегчили”), лишился из-за этого права спеть самому (в фильме песни поет Олег Анофриев). Теперь «Земля Санникова» - это Даль. Высоцкий – Даль – антиподы - близнецы, спаренные намертво космические гиганты в двойной системе звезд.
Он в течение десяти лет был не выездным.
Даль отказался сыгиграть в фильмах самых известных режиссеров, если ему не нравился сценарий. Отказался сниматься в «Иронии судьбы». Он был утвержден на главную роль в картине Александра Митты “Экипаж”, но внезапно от съемок отказался. Руководство “Мосфильма” посчитало поступок Олега нарушением трудовой дисциплины и издало негласный приказ в течение трех лет не снимать артиста на “Мосфильме”.
Фильм с участием Даля
“В четверг и больше никогда” (1978) также не понравился властям и пошел “малым
экраном”. А в 1978 года на “Ленфильме” начались съемки фильма “Отпуск в
сентябре” по пьесе Вампилова “Утиная охота”. Даль мечтал сыграть главную роль
еще с той поры, когда прочитал пьесу, и был уверен, что именно его пригласят на
главную роль. Режиссер его не пригласил. Даль обиделся. Когда ему все-таки
позвонили со студии, он отказался от роли. Его уговаривали несколько дней, и,
только когда режиссер сам, лично сел в поезд, приехал в Москву и прямо с
вокзала пришел к Олегу и сказал, что кроме него больше никто не сможет сыграть эту
роль, Олег согласился. Однако и этот фильм не пришелся властям по вкусу.
Картину решили не показывать. Ее премьера состоялась в 1987 году, уже после
смерти Олега.
В 1976 году Даль пришел в театр на Малой Бронной. Играл так, что наблюдавшие за ним осветители забывали про работу. Олег требовал того же от партнеров, они не выдерживали, Даль срывался. А когда Эфрос укатил в США, не предупредив Даля, Олег ушел из театра.
Неугодный властям. Даже его очаровательный принц чем-то их насторожил, показ фильма “Приключения принца Флоризеля” откладывали в течение года. На экран фильм попал в 1980 году, когда, после отказа играть в “Экипаже”, на “Мосфильме” началась настоящая травля актера. А ведь у него - больное сердце! Знакомые вспоминают: “Измученный, с запавшими глазами человек, в котором было трудно узнать лучистого, всегда элегантно-подтянутого Даля”. Даль признался: “Я не могу пока ничем заниматься. Они добили меня”.
В
1980 году на “Мосфильме” Леонид Марягин начал работу над фильмом “Незваный
друг”. Утверждать его должен был некто
Гуревич, который начал оскорблять с порога: “Да какой вы артист?! Вы рвач! Вам только деньги нужны! Когда Крючков приезжает в
другой город - движение останавливается. А вас знать-то никто не знает".
Олег молчал, сжимая кулаки. Пришел домой с побелевшим лицом, трясущимися руками
и сел писать ответ чиновнику, но все время рвал написанное. И все-таки режиссер
начал снимать Даля.
В
июле 1980 года умер Высоцкий, с которым Даль дружил. На его похоронах Олег
твердил: “Теперь моя очередь”. В день рождения Высоцкого 25 января 1981 года
Даль сказал жене: “Мне снился Володя. Он меня зовет”.
3 марта в Киеве 39-летний Олег Даль от сердечного приступа. Его нашли мертвым в гостиничном номере, рядом стояла пустая бутылка из-под водки. Артист запил по-черному, наплевав на вшитую "торпеду". Поднялось высокое давление, сосуды не выдержали. Похоронен был Олег Даль на Ваганьковском. Как Высоцкий.
Его заветной мечтой было - увидеть огромных африканских бабочек, а самыми грациозными животными считал бегемотов. Мальчишка, максималист, мечтатель.