Виолетта Баша

 

ПУСТЬ ВПЕРЕДИ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ -

Я ЭТО НИКОГДА НЕ ПОЛЮБЛЮ!

«На боевом посту», 1999 г.

 

    О каких переменах писал поэт? Не о нашем ли времени лихолетья? Русские поэты всегда отличались даром предвидения…

 

 

       25 июля 1980 года не стало человека, именем которого уже названа звезда, именем которого назовут эпоху, а может быть и

столетие. Имя его - Владимир Высоцкий…

Светит ли солнце в этот день, идет ли дождь, жарко ли, пасмурно ли, - день этот отдает горечью и горечь эта не зависит ни от погоды, ни от прошедших лет. 25 июля - горестный день для всех, кто любит Россию, а значит, любит Высоцкого. Ведь если вы действительно любите Россию, чувствуете ее предназначение и боль, вы не сможете забыть эту дату. Не предадите его песен в угоду блеклым кумирам нашего времени - времени  пустоты и сытости одних и нищеты других.

 

     Говорят, время Высоцкого уходит. Слишком крутые повороты истории удаляют его от нас, наполняя жизнь другими заботами. Неправда это! Те, кто не умел думать, те, у кого эта способность и не появилась - мыслить критически, размышлять об эпохе, России, ее пути - те  не могли его понять. И дело тут не в образовании. Скорее, в качествах души. Мы же, а таких большинство, остаемся верны правде песен, стихов, образов и ролей, правде жизненного пути Высоцкого. Ведь это наша правда, наша молодость, наши семидесятые.    

    Он был одним из нас, чуть старше моего поколения. Он не был нам Учителем. И слава Богу! Слава Богу, что не надергают его цитат, не распнут их на рекламных щитах, как это сделали в юбилей Пушкина. Юрий Визбор вспоминает: « Ему адски мешала популярность, которой он когда-то страстно и ревниво добивался  и от которой всю остальную жизнь страдал. Случилось удивительное - многие актеры, поэты, певцы, чуть ли не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приемника - признанного распространителя моды, ни по каким статьям и близко не могли пододвинуться в популярности к артисту, не имевшему никаких званий, к певцу, издавшему скромную гибкую пластинку, к поэту, не печатавшему свои стихи в журналах…»

 

     Он воспринимался скорее как Друг - причем миллионы человек считали его - заочно – другом. У него много было и  не заочных друзей. Он был одним из нас и был… одинок. Вот что пишет Юрий Визбор: «Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли». Одиночество - удел гения, настоящего поэта, через сердце которого проходит трещина мира. Ведь боль не разделишь ни с лучшими друзьями, ни с любимыми…

 

   Впервые на всю страну не с магнитофонных пленок, а с киноэкранов, песни Высоцкого прозвучали в кинофильме «Вертикаль». И как прозвучали! Это был настоящий взрыв, особенно в среде альпинистов.  По началу этот фильм имел рабочее название «Мы одержимые». В мае 1966 года Одесская киностудия подписала договор с представителем Федерации альпинизма Леонидом Елисеевым на участие в создании фильма об альпинистах. Снимали в знаменитом Баксанском ущелье. Одним из режиссеров фильма был Станислав Говорухин. Основная база съемочной группы располагалась в гостинице «Иткол», где Высоцкий жил в одном номере с Говорухиным. Вечерами группа собиралась в этом номере, и Высоцкий зачастую пел по два-три часа. Леонид Елисеев вспоминает: « Съемки проходили на натуре в реальных и довольно сложных условиях, на большой высоте. И это целиком заслуга Говорухина, он не соглашался на упрощения и дешевые варианты, всегда настаивал на своем. И раз уж речь зашла о Говорухине, скажу, что Слава многое сделал для становления Высоцкого. Конечно, Володя и сам бы достиг больших высот, но Говорухин сократил период его формирования как автора песен, как личности»…В 1969 году я была в тех местах. Там,  на кладбище альпинистов, я увидела цитату из песни Высоцкого:

                     Нет алых роз и траурных лент,

                     И не похож на монумент

                     Тот камень, что покой тебе подарил…

Это было высшее признание…

    Ответственность за Слово - вот что главное для тех, кто пишет не на потребу дня, не моды ради. Для кого слова «жить не по лжи» - не пустые. Для нас Высоцкий - камертон, по которому сверяешь каждое слово. Пишешь так, чтобы не было стыдно встретиться с ним там, за облаками…

    25 июля 1980 года - горестная дата…19 лет прошли как один день. 19 лет без него. И с ним. Я часто думаю, как бы Высоцкий воспринял наше Сегодня, будь он с нами? Наше время лжи и предательства? Уверена - он высказал бы все лучше нас, точнее нас. Но…его нет, а нам начертано главное - ответственность за Слово…И поэтому дружба Высоцкого со Станиславом Говорухиным в начале творческого пути для меня объясняет многое - и «Россия, которую мы потеряли», и «Великая криминальная революция» Говорухина - это тоже камертон, камертон горькой правды, по которому сверяешь часы в эпоху русской смуты…

   Так как же «жить не по лжи», когда ложь рядится под истину, когда ее так убедительно и вкрадчиво проповедают с телеэкранов эрудированные лицедеи? Когда нам твердят, что разорение России - это и есть ее благо, когда нам намекают, что мы еще - дикари и нам надо стремиться «интегрироваться» с «цивилизованным» миром. «Цивилизованно» растерзавшем суверенную Югославию! Перечитайте Высоцкого! «Я не люблю» - стихотворение-заповедь. Как десять заповедей христовых. Забытых в наше время. Помните, в Библии -

«не воруй, не убий…»? Страну разграбили, человеческая жизнь обесценилась! Хорошей публицистике и настоящей русской литературе пришла на смену пенка желтой прессы и беллетристики. Вот она, эта заповедь, читайте! Разве она не про наше время?!

                      

                       Я не люблю фатального исхода,

                       От жизни никогда не устаю.

                       Я не люблю любое время года,

                   Когда веселых песен не поют.

                     

                       Я не люблю холодного цинизма,

                       В восторженность не верю, и еще -

                       Когда чужой мои читает письма,

                       Заглядывая мне через плечо.

                    

                       Я не люблю, когда - наполовину

                       Или когда прервали разговор.

                       Я не люблю, когда стреляют в спину,

                   Я также против выстрелов в упор.

                   

                       Я ненавижу сплетни в виде версий,

                       Червей сомненья, почестей иглу,

                       Или - когда все время против шерсти,

                       Или когда железом по стеклу.                                             

                   

                        Я не люблю уверенности сытой -

                        Уж лучше пусть откажут тормоза.

                        Досадно мне, что слово «честь» забыто

                        И что в чести наветы за глаза.                                            

     

                         Когда я вижу сломанные крылья -

                     Нет жалости во мне, и неспроста:

                     Я не люблю насилье и бессилье, -

                         Вот только жаль распятого Христа.

    

 

                         Я не люблю себя, когда я трушу,

                     Досадно мне, когда невинных бьют.

                         Я не люблю, когда мне лезут в душу,

                         Тем более -  когда в нее плюют.

                        

                         Я не люблю манежи и арены:

                         На них мильон меняют по рублю.

                         Пусть впереди большие перемены -

                       Я это никогда не полюблю!

                        

    



Hosted by uCoz